![]() |
![]() |
Навигация
|
Главная Экономика Художник Ростислав Черепанов "Никогда не писать того, что не любишь..."Яркая, сочная палитра живописца, его колористический темперамент подарят вам ощущение радости и помогут заново открыть для себя красоту окружающего мира. Если после долгой зимы, знающей лишь две краски - белую и черную, ваша душа просит света, тепла и цвета, приходите в Омский музей изобразительных искусств им.Врубеля на выставку картин Ростислава Черепанова. Труженик он редкий. Пашет у себя в мастерской, как крестьянин в поле, от зари до зари. За полвека написал столько картин, что хватило бы на добрый десяток хороших выставок. Что выбрать, что показать, чтобы итог жизни в искусстве выглядел достойным и убедительным? Вот что мучило, вот что не давало покоя художнику. Строгий к себе, Черепанов пребывал в сомнениях не один год. Но наконец, в канун своего 75-летия, все-таки решился - и долгожданная выставка открылась. У художников принято отмечать юбилеи персональными выставками. Но Черепанов традицию нарушил и свое семидесятилетие оставил без вернисажа. Сказал, как отрезал: "Успеется..." И продолжал работать, будто забыв о пропущенном юбилее. Ростислав Федорович Черепанов - из романтического, легендарного поколения шестидесятников, которые дерзко перевернули наше искусство, отбросив, казалось бы, незыблемые официальные каноны. Свобода и широта образных обобщений, колористическое бунтарство, сочные краски, простота сюжетов и глубокое духовно-нравственное их осмысление - это все оттуда, из 60-х. Но в то же время Черепанов - сам по себе, оригинальный и неповторимый. Многое в его творчестве идет от семейных, родовых корней, от национальных традиций и русского размаха , удальства. Не такая масштабная, как мечталось Черепанову - всего около 70 работ, но довольно полно показывающая развитие и становление таланта живописца, его путь в искусстве. Когда много лет спустя Черпанов начал воссоздавать на своих картинах исчезнувшие с лица земли храмы, он делал это так страстно и убежденно, будто пытался обратить время вспять, исправить чужие ошибки. Черепанов уверяет, что помнит себя совершенно осознанно едва ли не с трех лет и любит поражать слушателей рассказами о старом Омске, полными таких подробностей, которых ни в одной книжке не вычитаешь. Словно наяву возникают тихие улочки, переулки, тупички, летом заросшие травой, а зимой заваленные снегами... Запах печного дыма, дощатые тротуары, палисадники с буйной сиренью... Водовозы, стекольщики, трубочисты, кузнецы - непременные персонажи этих рассказов. Кузницы в старом Омске были едва ли не на каждой улице - ведь ездили-то горожане на лошадях... Вместе с бабушкой мальчик часто бывал в омских храмах. Тогда они еще все были целы, невредимы и даже в страшном сне не могло привидеться, что однажды их безжалостно разрушат. "Когда мне говорят, что картина удалась, этому я обязан в значительной мере правилу - никогда не писать того, что не любишь, не знаешь", - говорил прекрасный русский художник Пластов. Этому правилу всю жизнь следует и Ростислав Черепанов - "никогда не писать того, что не любишь..." Рисовать он начал с детства, прошел хорошую школу. В юности, в Омске, его учителем был известный мастер пейзажа Либеров. В Ташкенте - яркие, талантливые живописцы Уфимцев, Волков, Беньков. Но более всего помогли становлению художника путешествия по необъятным просторам бывшего СССР. Так считает сам Черепанов. Прошлое всегда имело над ним особую власть. Именно прошлое дарило ему вдохновение и подсказывало сюжеты лучших картин. И сколько ни корили его строгие судьи за "уход от современности", он стоял на своем и писал только то, что любил. А потом возвращался в Сибирь и заново влюблялся в ее неяркую красоту. Тогда на его полотнах появлялись сибирские деревеньки - в весеннем цвету или в рыжем осеннем уборе, под грозовыми облаками или освещенные ярким солнцем... Он с упоением писал декоративные экзотические пейзажи Средней Азии, с ее пылающими ослепительными красками, резкими контрастами света и тени, дивными силуэтами мечетей и минаретов... Но больше всего - больше, чем сумрачный Север, чем пестрая Азия - влекла к себе художника средняя полоса России. Ростов Великий, Псков, Суздаль, Новгород, Старая Ладога, Углич, Переславль-Залесский. Год за годом ездил туда Черепанов, все более влюбляясь в эти дорогие сердцу каждого русского места. И снова ненасытная жажда впечатлений гнала его в дорогу, а путевые альбомы полнились зарисовками, сделанными то в северном селе, то в горах Кавказа или Тувы, то на маленькой безымянной пристани... Самые совершенные ансамбли русского зодчества вставали на черепановских полотнах во всей своей стройности, гармонии и духовной силе. Казалось бы - что ему, современному художнику, в этих древних монастырях, храмах, крепостных башнях, полуразрушенных временем и людским небрежением? Но он, завороженный и покоренный, писал их снова и снова, словно торопясь запечатлеть чудом уцелевшую красоту и показать ее людям. Но Черепанов выбирал темы для своих картин не по велению моды. Он повиновался не законам рынка, а искреннему, от сердца идущему чувству и собственному пониманию ответственности художника перед Богом и людьми. "Почувствуйте разницу" - как советует известная реклама. Сегодняшним зрителям ни за что не понять, почему эти картины в свое время так раздражали членов различных выставкомов, что крамольного находили они в них, отчего не пускали на выставки? Теперь только ленивый не пишет пейзажи с церквями и часовнями. Зайдите в любой салон, торгующий "искусством", - увидите, сколько их там, сделанных по известным образцам холодной рукой ремесленника... Для юбилейной выставки Черепанов выбрал произведения разных жанров. Здесь есть и многофигурные, композиционные картины, глубокие, философски осмысленные. И пейзажи, и архитектурные мотивы, наполненные лирическим чувством. Но более всего, пожалуй, внимание зрителей привлекли натюрморты. Они действительно чудо как хороши. Цветы, написанные художником, искусствовед Татьяна Еременко уподобила живописным взрывам, излучающим огромную энергию радости и удовольствия. В них с особой силой, страстью, вдохновением выразился природный оптимизм художника, его неслабеющий с годами восторг перед вечно новым чудом жизни. Он и сегодня такой же, каким был в молодости: независимый, упрямый, сам себе критик и самый строгий судия. Вопреки времени и обстоятельствам Черепанов, живет в рармонии с мироми в ладу с самим собой. Потому что умеет отделять главное от второстепенного. Главное - это работа. Прозу жизни он оставляет своим женщинам - любящей жене и заботливым дочерям. Эгоистично, быть может, но как иначе сохранить в неприкосновенности внутренний мир художника, не разменяться на суету и мелочи быта?.. ...Итак, долгожданная выставка открылась. Но вряд ли стоит считать ее итоговой. Слишком много картин, еще никому не показанных, осталось в мастерской Черепанова. К тому же художник продолжает работать и намерен это делать как можно дольше. И лучше.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Главная Экономика 0.0051 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |