Навигация
Главная  Экономика 

Художник Кондратий Белов "Сибирь - любовь моя"


23 марта исполнилось 100 лет со дня рождения народного художника России Кондратия Белова. Такие юбилеи на долю современников выпадают не часто. Неудивительно, что торжества, посвященные замечательной дате, продолжались несколько дней. Дом-музей Кондратия Петровича и Союз художников подготовили и открыли новые выставки; в Доме актера прошел вечер памяти, собравший полный зал друзей и почитателей таланта нашего именитого земляка. Для участия в научной конференции "Художественная жизнь Сибири. ХХ век" приехали специалисты из музеев Новосибирска, Томска, Читы, Барнаула, Кургана - имя Кондратия Белова широко известно в Сибири. Недаром еще при жизни сибирские художники называли его своим "патриархом".

Художник - Кондратий Белов

Когда Кондратий Петрович говорил, что обязательно доживет до своего столетия, ему верили. Да и как было не верить, глядя на его высокую плотную фигуру, подвижное лицо, полное живого интереса к окружающему миру, плавные, выразительные жесты красивых до глубокой старости рук - годы, казалось, бессильны перед этим могучим человеком! Менялось все и вся, только Белов оставался неизменным.

***

До последнего часа он смотрел на чистый холст с молодой ненасытностью и жалел об одном - мало успел.

Главное - не старело его мастерство. Даже на самых последних картинах, помеченных 1987-88 годами, нет и тени усталости. Ему было далеко за 80, а он продолжал работать, недели за две до смерти просил сына Станислава принести большой, метра на три, подрамник: "Вот тогда я погуляю на полотне!.." Широта самобытной натуры художника во всем требовала размаха - и в искусстве, и в жизни.

За десять с небольшим лет, прошедших со дня кончины старого мастера, в нашей жизни произошло множество разнообразных перемен. В сущности, мы живем в другой стране, где поменялись не только цены, но и ценности, как заметил один остроумец.

***

Могучие эпические пейзажи художника, преисполненные любви и восторга перед красотой родной земли и величием ее неоглядных просторов, оказались на удивление созвучны сегодняшним нашим чувствам и тайным движениям души. Может быть, даже в большей степени, чем 20-30 лет назад. Не потому ли, что в них, в этих картинах, выражена та самая "национальная идея", которой так взыскует сейчас наше общество?!

Но настоящее искусство не может состариться, выйти из моды, о чем и напомнил весьма своевременно юбилей Кондратия Белова.

Он и человеком был своеобычным, ни на кого не похожим, одним из самых подлинных, живых, естественных и искренних людей. Живая легенда города, герой множества историй, передававшихся из уст в уста. Все эти истории - драматические, трогательные, смешные - заново вспомнились и с прежней радостью рассказывались на юбилее. И невольно представилось, с каким удовольствием слушал бы знакомые байки сам Кондратий Петрович, иронически щуря глаза, одной рукой опираясь на трость, а другой разглаживая роскошные, известные всей Сибири, усы...

В своей любви к родному краю Белов был, конечно, не одинок - многие художники посвятили свое творчество сибирскому пейзажу. Но его картины не спутаешь с другими, сразу узнаешь на любой, самой большой выставке.

***

Все-таки он выполнил обещание - дожил до своего столетия! Теперь в этом невозможно усомниться.

Но остались неопубликованными воспоминания самого Белова. 43 тетрадки, исписанные мелким, не всегда разборчивым, почерком, таят в себе, думается, немало интересного. Ведь жизнь художника вместила в себя почти весь ХХ век! По воле судьбы Кондратий Петрович с юности оказался втянутым в водоворот многих важных событий, определивших лицо века, а заодно и личную, частную судьбу отдельного человека...

О жизни и творчестве Белова в 60-80-е годы охотно писали омские журналисты. Не обходили его своим вниманием и специалисты-искусствоведы. Три года назад появилась на свет превосходно сделанная книга, в которую вошли воспоминания друзей и родных художника.

... Сохранилась фотография 1924 года (она представлена на выставке в музее Белова), запечатлевшая молодого человека в солдатской шинели, с упрямо вздернутым подбородком. Кондратий Белов только что демобилизовался из армии и стал студентом Омского художественно-промышленного техникума.

К примеру, недолгая подневольная служба в белой армии в 1919 году много лет черной тенью омрачала жизнь художника: в 1937 году его исключили из партии, потом - из Союза художников, первое звание "заслуженного" дали только в середине 60-х годов, и никогда никуда не выбирали. Представленный в 1949 году на Сталинскую премию и уже широко отметивший с друзьями невероятный для провинциала успех, он был вычеркнут из списков, благодаря анонимному доносу, услужливо напомнившему о "белогвардейском прошлом". Многое пришлось пережить: непризнание, болезни, бедность...

***

"О наших прекрасных днях учебы в Худпроме вспоминаю почти ежедневно, с теплотой и любовью, - пишет художник в своих мемуарах. - Уверен, что мне повезло, что судьба привела меня сюда".

Любовь к малой родине, уважительный интерес к прошлому, к семейным преданиям он передал и своим детям. Сын Станислав, сам ставший известным художником, профессором живописи, заслуженным деятелем искусств, всегда говорил, что именно отец открыл ему красоту Сибири, пробудил интерес к истории края.

С особенным чувством вспоминал художник и свое детство, проведенное в старинном сибирском селе Пача, на берегу полноводной Томи. И в старости не уставал повторять: "Кто не помнит своего детства, тот не человек. И уж, конечно, не художник"...

Идея создать в Омске музей Белова принадлежала сыну художника. Он вложил в нее много сил, ума, сердца, но доводить дело до счастливого конца пришлось уже Вере Кондратьевне, старшей сестре Станислава. История о том, как немолодая женщина с техническим образованием взялась за тяжкий труд создания художественного музея, требует отдельного рассказа. Но вот уже почти десять лет музей живет, и кажется, что он был всегда. Музей особый, непохожий на другие - с романсами, стихами, рисовальными вечерами, с ароматными пирогами и долгими душевными разговорами. Скорее - Дом, чем музей.

Остается пожалеть, что на юбилейных выставках рядом с работами Кондратия Петровича не были показаны работы его сына: духовное родство, связывающее их творчество, стало бы очевидным.

"Все мои страдания и боль в любовь переплавлены. Я счастлив. И подтверждением тому - мои произведения", - писал художник на последних страницах своих воспоминаний.

Такого красивого и уютного дома у Кондратия Петровича при жизни не было.



Именно любовь - к родной земле, к творчеству, к семье, ко всем людям - помогла Белову не только создать замечательные картины, но и собственную жизнь прожить так, что нам, перелистывающим сегодня ее страницы, видится она совершенным произведением искусства. С таким не стыдно и Богу на глаза показаться.

 

Противопожарная сделка г-жи Петряковой. Бюджет вырастет на 70 млн. Шрейдер сливает рынки. Обратная сторона вопроса. Ирина Прозорова, заместитель мэра Омска, директор департамента социальной политики.

Главная  Экономика 

0.0113
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.