Навигация
Главная  Экономика 

Альберт Каримов "Сначала - Бог, затем - архитектор, потом - президент"


- Альберт Михайлович, некоторые люди отмечают в вас определенную жесткость и даже нетерпимость к коллегам и руководителям, которые причастны к формированию облика города. Но, с другой стороны, вы бываете щедры и способствуете продвижению человека по служебной лестнице. А на самом деле какой у вас характер?

- Альберта Каримова как главного архитектора города омичи достаточно хорошо знают. О его работе можно судить и по меняющемуся к лучшему облику города и по частым выступлениям в средствах массовой информации. Сегодня мы расскажем о нем как о человеке.

Чтобы исключить повод ссылаться на характер, необходимо развивать профессиональную критику, опираясь на которую, главный архитектор сможет более решительно бороться против таких примеров низкого качества, как застройки у кинотеатра "Родина", на Красном пути, напротив Сибзавода, как жилой дом у Судоремонтно-судостроительного завода.

- Часто мягкие по характеру люди, надевают на себя панцирь свирепости. Как средство самозащиты. Несмотря на жесткий по форме, но не по сущности характер за двадцать пять лет работы руководителем я почти никого не уволил и почти никто добровольно не подал заявление об уходе. Часто профессиональную требовательность, моральное право на которую необходимо, безусловно, заслужить, пытаются, кому это выгодно, представить как нетерпимость. Я не могу припомнить ни одного талантливого решения, загубленного загубленного по вине главного архитектора. Другое дело, что талантливых и ярких примеров зодчества, как и талантливых архитекторов, у нас пока не так много. Вот и происходит диктат невыразительного большинства над талантливым меньшинством.

- Свою родословную глубоко я не знаю. Родился в семье учителей, людей чрезвычайно чистых, абсолютно бескорыстных и где-то наивных, как и большинство советских людей, для которых слова из песни: "Раньше думай о Родине, а потом о себе" - были смыслом и главным законом жизни. Отец, прошедший три войны - финскую, Великую Отечественную и японскую -, работал преподавателем географии, мать вела русский язык и литературу. Дед, которого я хорошо помню, также не имел отношения к искусству, а занимался крестьянским трудом в селе Екатериненском, что под Тарой.

- Любая творческая личность - это в большинстве своем интересный в духовном, интеллектуальном плане человек. Хотелось бы узнать: в какой среде вы росли и воспитывались, когда стали приобщаться к творческому труду, впервые взяли в руки орудие труда.

Родители мечтали видеть меня врачом, потому что на них оказывал огромное влияние сосед, живший на нашей маленькой улочке, которая называлась Узкий переулок, в такой же деревянной развалюхе, как и наш дом. Это был настоящий русский интеллигент, тогдашний ректор мединститута Викентий Павлович Говоров. Но родители не обратили внимания, что все мои детские игры заключались в составлении разных композиций из кубиков и прочих игрушек. Недаром древние определяли будущую профессию ребенка по тому, какими играми он увлекается. Иногда я ощущаю себя несостоявшимся врачом. Эту профессию очень уважаю и считаю медиков своеобразными наместниками Бога на землю. Хотя великий Ле Корбюзье отмечал, что архитектура - это здоровье народа, и если врач лечит человека, архитектор лечит человечество.

Мать у меня была весьма строгой и волевой женщиной, а отец - удивительно добрым и открытым человеком. Я думаю, до сего времени многие из Института средств связи, где он работал перед смертью, вспоминают добрым словом Михаила Ивановича Каримова - скромного, тихого, светлого человека... Светлого даже по внешнему облику: отец был блондином с голубыми глазами - такой вот феномен.

- Ваша работа всегда выставляется на суд руководителей города, коллег, населения. Как вы относитесь к оценкам, мнениям, критике? Казните себя, отвергаете критику? Мол, время покажет. Например, торговый центр "Омский" как только не называли: шатром, палаткой. Мол, Каримов заземляет строения. На деле оказалось, что это одно из самых уютных торговых мест в городе. Характерно, что особенно в восторге приезжие.

Поэтому, если на генном уровне в тебе не заложены предпосылки будущей профессии, приходится добиваться вершин такой элитарной профессии, как архитектура, более интенсивным трудом. И я с благодарностью вспоминаю моего учителя Геннадия Арсентьевича Штабнова, который приобщил меня к искусству. Научил любить творчество и труд. Кажется, Вольтер в своих "Философских тетрадях" писал, что искусство и труд избавят вас от трех невзгод: скуки, порока, нужды. И когда в институте необходимо было, например, представлять за лето шесть акварелей, то приходилось представить тридцать шесть, или проект делать не на отлично, а на отлично и в метфонд - есть такая высшая награда в художественных и архитектурных вузах.

Меня поражает факт недооценки роли архитектуры и творчества архитекторов в нашем городе. Многие книги о городе, написанные вроде интеллигентными людьми, не упоминают даже имен архитекторов - авторов каменной летописи. Можно подумать, что город "родился в капусте", а ведь не может быть красивого благоустроенного города без талантливого архитектора.

- Вот вы и ответили на свой вопрос. Как говорится, нет пророка в собственном отечестве. И действительно, непредвзятое мнение отмечает ансамблевый характер архитектуры: об этом говорили и Лужков, и князь Шереметев, и мэры городов Новосибирска, Томска. Критику любой нормальный человек с восторгом не воспринимает, тем более - творческие личности, которые очень ранимы и эмоциональны. В средствах массовой информации критике в основном подвергаются зодчие Омска и ничего не пишется о застройке Тары, Калачинска. Что, там уже наступило полное благоденствие?

- Еще есть одна проблема в вашем творчестве - это невостребованная архитектура, когда труд зодчего реализуется очень долго и очень некачественно. И оценивается он неадекватно: Вы как бы Герой Социалистического Труда, находящийся несколько десятков лет на службе у омичей. Вы наперед свою жизнь видите? Вас беспокоит судьба близких?

Поэтому к критике необходимо относиться философски, ибо не ошибается тот, кто не работает. А своему недавнему критику, не помню его фамилии, абсолютно не понявшему сути наших предложений по Омской крепости, которые, кстати, с одобрением были встречены губернатором и мэром, я бы, преодолев природную скромность, ответил стихами поэта: "Картину гения чернит и свой рисунок беззаконный рукой бессмысленной чертит...". Как писал Гете, легче найти ошибку, чем определить истину.

Среди них: Вознесенский, Архипова, Кио, Данелия, Макаревич, Тростянецкий, Бархин и многие другие. Остаются преданные своей профессии, настоящие "Герои Социалистического Труда". Кроме уже общеизвестных среди архитекторов "героев труда" - Захарова, Чиркина, Хахаева, я бы назвал архитекторов, которые, по моему мнению, создали объекты, украсившие наш город: Амелин, Игнатов, Мрыглод, Паровышник, Бегун, Бадрин, Мальцев, Баранов и другие члены Союза архитекторов, работники институтов и персональных творческих мастерских...

- Недостаточная востребованность профессии и невозможность реализовать замыслы, которым посвящаешь лучшие годы жизни, - это главные издержки профессии, и характерны они для нашей страны, где нелюбовь к архитектуре выражалась в разрушении храмов, а сегодня уровень культуры и экономики общества резко принижает статус профессии архитектора и сводит на нет возможность выразить себя как творческую личность. Особенно это касается градостроителей. Посмотрите на сроки реализации авторских замыслов: Торговый центр - 15 лет, Музыкальный театр - 10, библиотека им. Пушкина (со дня принятия решения) - 30, архитектурно-строительный ансамбль по ул. Маршала Жукова - 20 лет. Никакой жизни не хватит увидеть реализованным свое детище. И еще одна трагедия: город на планшете архитектора и в натуре - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Вот поэтому наиболее яркие личности, получив архитектурное образование, уходят в другие виды искусств.

- Раз вы упомянули Госдуму, можете сказать, "цепляет" ли вас политика, как изменили вашу жизнь перемены и распад СССР? Была ли мысль избираться депутатом, и что бы вы могли предложить законодателям?

Естественно, все оставляя людям и не имея возможности заниматься выгодным для себя бизнесом, все больше и больше гнетет мысль о будущем и то, как ты сможешь обеспечить своим родным нормальное существование. Ведь в нашей стране нет соответствующих компенсаций и пенсий, которые бы соответствовали бескорыстному труду созидателей во имя Отечества. У нас выгоднее всего быть депутатом Думы.

Поэтому хорошо бы все двести партий (сколько их у нас?) выстроить в Омске около строящихся метро и главного канализационного коллектора и дать поручение: победит та партия, которая лучше всех справится с их строительством, ибо в противном случае мы все по уши окажемся в определенной субстанции, которая дискредитирует любые, даже самые красивые, политические идеи. Недаром архитектор-поэт Андрей Вознесенский писал: "Все прогрессы реакционны, если рушится человек".

- "Цепляет" то, что политика из средства превращается в самоцель. На этот счет у финнов есть хорошая поговорка: "Сначала - Бог, затем - архитектур, потом - президент". Идеологизация экономики приводит к ее разрушению - это хорошо поняли в Китае и превратили партию в средство развития и созидания. Помните, как рассуждал Дэн Сяопин: "Нам все равно, какая кошка - белая или серая, лишь бы ловила мышей". Когда прошлым летом мы были на Всемирном конгрессе Международного Союза архитекторов, то нас потрясли масштабы строительства в Китае. Например, в Шанхае, буквально за семь лет, возведен огромный деловой район Пудон, по своему архитектурному качеству ничем не отличающийся, скажем, от центров Нью-Йорка или Парижа, а может, даже масштабнее их.

Мы, конечно, ощущаем, что в Думе нет градостроителей, поэтому многие вопросы решаются некомплексно, нет до сего времени градостроительной доктрины, проводится порочная земельная политика, оторванная от градостроительной, и допускается, по нашему мнению, макроэкономическая ошибка, когда осуществляется государственный контроль над сельскохозяйственными землями и происходит искусственное подталкивание к приватизации земель в городах.

Кстати, наша градостроительная теория ориентирована на создание равноправных губерний и реализацию национальных амбиций лишь на этническом, а не на государственном уровне - путем создания национальных кварталов, школ, театров, то есть как было в Великой Российской империи. Кстати, город Верный (Алма-Ата) открыл выпускник Омского кадетского корпуса Иван Карбышев.

- Альберт Михайлович, цель нашего интервью - все же показать вас как бы "без галстука". Хотелось бы узнать, не ослаб ли с годами в вас интерес к театру, спорту, литературе. Что значит для вас семья, как проводите свободное время?

Что это мы все о грустном? Как сказал один поэт, в прошлом архитектор: "Нет у поэта финиша. Творчество - это старт". Так что лучшее у нас впереди. Ибо тот же поэт- архитектор очень образно отметил, что человечество имеет как бы обратный возраст. Оно идет от старости к молодости. Средневековье - это морщинистые стены инквизиции, Ренессанс - это бабье лето человечества, затем - задумчивая беременность XIX века, бешеный ритм революций ХХ века и, наконец, бесшабашный молодой задор сверхновых технологий ХХI века. Но, как отмечали мы в нашем докладе в Китае, социальная политика государств должна быть направлена на гуманизацию сверхновых технологий и глобальных проектов, которые должны быть основаны на высокой морали. Залогом этой морали служит архитектура, в которой польза, прочность, красота слиты воедино.

С годами у меня интерес к театру, спорту и искусству возрастает. И процесс совершенствования своей личности я целиком отношу к целенаправленным усилиям своей супруги. Тем более что к искусству она имеет непосредственное отношение - долгое время работает преподавателем по классу фортепиано в школе искусств. Приходится сожалеть, что настоящими образцами высокого искусства теперь наслаждаться приходится не часто.

- Вы принуждаете меня совершить своеобразный стриптиз перед читателями. Кстати, я никогда не давал интервью, связанное с моей личной жизнью. Считаю, что творческий человек должен оставаться несколько загадочным, ибо для обывателя иногда штрихи личной жизни доминируют над результатом деятельности творческой личности. Поэтому многих больше волнует ориентация Чайковского или приключения Высоцкого, нежели их выдающиеся произведения.

- Ловлю себя на мысли: вы счастливый человек. Так ли это? Прошу ответить, только очень коротко!

Боюсь, что покажусь негармоничной личностью, но спортом стал заниматься лишь пятнадцать лет назад, сразу заняв должность председателя федерации тенниса. Иногда хожу в бассейн. Люблю хорошо поесть - видимо, это "компенсация" за голодное военное детство и десять лет студенческого полуголодного существования. Деликатесы, особенно морские, не перевариваю! А люблю до сего времени мамино блюдо: жареную картошку с мясом. Я всю жизнь буду помнить эвакуированных из Ленинграда наших квартирантов Павловых, которые, получая военный паек на заводе Баранова, спасли нас с мамой от голода, когда отец был на фронте.

Я глубоко убежден, что человек не сможет стать значительной личностью без семьи и любви - это фундамент успеха и счастья.

- Вы предполагаете в конце интересно снять с меня не только галстук. Мне, чтобы коротко отвечать, необходимо много времени. На простые вопросы отвечаю часто пространно. Не могу выражаться точно, коротко и образно. Как, например, Велимир Хлебников: "Русь, ты вся - поцелуй на морозе".

В гостях у главного архитектора Омска был Виктор ШАТКИН.

На этот счет французы очень точно выразились: шерше ля фам, ибо наши достижения посвящаем Прекрасной даме. Пользуясь случаем, я хочу еще раз признаться в любви трем моим самым дорогим женщинам: жене, дочери и архитектуре.

 

Недвижимость Омска продали по заниженной цене. Противопожарная сделка г-жи Петряковой. Бюджет вырастет на 70 млн. Шрейдер сливает рынки. Обратная сторона вопроса.

Главная  Экономика 

0.0043
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.