Навигация
Главная  Экономика 

ПО "Полет"


В июле 2001 года это трижды орденоносное предприятие отметит свое 60-летие Постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) от 2 июля 1941 года Московский опытный авиационный завод ? 156 и Московский авиационный серийный завод ? 81 эвакуируются в Омск. А приказом наркома авиационной промышленности Алексея Шахурина от 4 июля 1941 года на базе этих двух предприятий создается Омский авиационный завод ? 16 Его директором назначается известный летчик, Герой Советского Союза, Анатолий Ляпидевский. В состав завода также вошли местные строящиеся предприятия - завод крупносерийного производства авиамоторов с водяным охлаждением, автосборочный Наркомата среднего машиностроения (филиал Горьковского автозавода им.Молотова) и Государственный союзный завод автоприцепов ? 6 им.Коминтерна, а также часть завода ? 288 из г.Кимры Тверской области.

История предприятий

Для фронта и обороноспособности страны

Окончательно предприятие расположилось на четырех основных территориях: производственного объединения ПО "Полет", акционерного общества ОАО "Сатурн", территории авиамастерских в пос. Куломзино и на заводском аэродроме - на Космическом проспекте.

Уже в сентябре Анатолия Ляпидевского сменил новый директор Леонид Соколов, который руководил заводом по сентябрь 1946 года.

Коллектив завода без промедления начинает сборку бомбардировщика ТУ-2 из деталей, узлов, приборов, привезенных из Москвы. Уже 9 декабря 1941 года самолет был собран, и 15 февраля 1942 года летчик-испытатель Ян Пауль произвел первый испытательный полет. Взлет был произведен с грунтовой взлетно-посадочной полосы заводского аэродрома, а приземление - на ВПП аэродрома в пос. Куломзино. Так как ТУ-2 не имел окончательного заключения по летным испытаниям , хотя участвовал в боевых вылетах, в серийное производство он поставлен не был, его выпуск был возобновлен на другом заводе.

Оснастку, детали и узлы для ЯК-7 делали на месте. Броня защищала только кабину летчика и мотор. Истребитель имел мощное вооружение. Первый самолет собрали за 3 месяца. Одновременно с ним коллектив завода ? 166 приступил к освоению более совершенного истребителя ЯК-9, выпуск его был налажен в 1944 году. Темпы производства ошеломляют: с 42-го по 44-й они выросли в четыре с половиной раза, всего ЯК-9 было выпущено 2000 штук, ЯК-7 - 1405, ТУ-2 - 78 штук. В военное время не случайно передовые бригады назывались "фронтовыми", "гвардейскими", а работники - "тысячниками", "гвардейцами". Труд был поистине героическим. В 1943 году коллектив Омского авиационного занял первое место в соцсоревновании и был награжден переходящим Красным знаменем Государственного Комитета Обороны, 2 июля 1945 года - орденом Трудового Красного Знамени.

В октябре 1942 года принимается решение наладить в Омске выпуск истребителей ЯК- Нужно заметить, что с августа 1941 года в Омске работали авиаконструкторы Андрей Туполев и Сергей Королев, эвакуированные вместе с центральным конструкторским бюро 29, которое больше знали как "шарашку".

Для мирный целей

В этом же году на предприятии было вновь возобновлено производство бомбардировщиков ТУ-2, их сделали в течение 5 лет (до июля 1949 года) 225 штук. С этого момента начинается новая эпоха в истории 166-го завода. Коллективу поручается сборка реактивного фронтового бомбардировщика ИЛ-28, уникального по своим тактико-техническим характеристикам. Он имел большой диапазон скоростей, малые размеры (21 метр), что позволяло ему летать на низких высотах, маневрировать. Его с готовностью покупали другие страны, он отлично показал себя в 50-х годах в войне в Корее. Для него достаточно было грунтовой полосы. Завод их выпускал до 30 штук в месяц, сделал их всего 75 Удобный в обслуживании, безопасный в полете, он хорошо послужил обороне страны.

В 1956-м Омский авиационный завод ? 166 был переименован в Омский машиностроительный завод а/я- 7.

Уже с сентября 1952 года завод приступает к серийному производству пассажирского 100-местного реактивного лайнера с двумя двигателями (они поставлялись в Омск из Харькова для сборки) ТУ-10 Приземистый, со слегка приспущенными и скошенными назад плоскостями красавец с заводского аэродрома перегонялся в аэропорт (позже - аэропорт местных воздушных линий ), откуда поступал к заказчикам - чаще всего в Аэрофлот. Это была яркая победа в реактивном пассажирском самолетостроении. Выпуск "тушек" был приостановлен в 1959 году.

31 декабря 1957 года руководство страны выносит решение: Омскому заводу приступить к освоению и производству боевой баллистической ракеты. В апреле 1959 года с полигона Капустин Яр состоялся пуск первой омской ракеты. С этого периода возрастают номенклатура и объемы производства ракетно-космической техники. Растет роль научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Завод фактически становится научно-производственным предприятием, которое, начиная с 1960 года, приступает к освоению двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). С 1960-го по 1970 годы наряду с МБР идет освоение ракетоносителя "Космос", изготовление и испытание космических навигационно-связных аппаратов "Сфера", "Циклон", "Цикада". Эти изделия широко используются для решения народнохозяйственных задач, изучения околоземного пространства. Все это требовало от ИТР и рабочих поиска новых технических решений, создания соответствующих технологий. 17 июля 1961 года завод награждается орденом Ленина, а 16 декабря 1970 года - орденом Октябрьской Революции.

Из атмосферы - в космос !

В 1976 году Омский завод был переименован в ПО "Полет". Объединение участвует в обеспечении запуска искусственных спутников "Ариабата" и "Бхаскара", "Снег-3" по программе "Интеркосмос". Были изготовлены и проведены запуски первого советского навигационного спутника земли "Космос 1000", трех аппаратов "Надежда" ("Коспас") международной системы спасения "Коспас-Сарсат". С июня 1982-го по октябрь 1984 года с ее помощью было спасено 289 человек.

В 70-х годах продолжается рост объемов производства и номенклатуры изделий. На полигоне Красный Яр проектируется и создается научно-исследовательский комплекс "Мир-2". В состав входят ракетоноситель "Вертикаль", высотный зонд атмосферный (ВЗА), высотный зонд астрофизический спасаемый (ВЗАФ-С) и неспасаемый (ВЗАФ-Н), техническая позиция (ТП) и стартовая (СП). С целью проведения научных исследований было произведено 25 запусков зондов омскими ракетоносителями.

Тяжкие времена

В апреле 1978 года "Полету" поручается изготовление самых мощных ракетных жидкостно-реактивных двигателей для разгонных блоков ракеты "Зенит". Коллектив отлично справился и с этой задачей, изготовив в короткие сроки четыре ЖРД.

Другим направлением в работе, направленной на выход из тяжелого финансово-экономического состояния, стало самолетостроение. В 1982 году началось создание многоцелевого АН-74, через 10,5 года состоялся первый его испытательный полет. Всепогодный, всеширотный, экономичный, неприхотливый, он до сих пор ждет своего применения.

Со второй половины 80-х годов заказы на космическую технику на "Полет" не поступают. Коллектив остается один на один со своими проблемами. Идет поиск средств и заказчиков. Необходимо сохранить высокие технологии и кадры специалистов. "Полет" находит зарубежных партнеров и участвует в обеспечении запусков коммерческих спутников, а также с их помощью занимается изготовлением новых РН "Космос".

И космос не оставят, и пользу принесут. Выживут!

Счастливее судьба у других самолетов - АН-3Т, АН-3, которые, можно с уверенностью сказать, вскоре достойно заменят АН- Остались последние формальности, чтобы они попали в руки заказчиков, которые самолеты эти ждут. Двигатели ТВД-20 поставляет ОМПО им.Баранова.

Беда "Полета" не его беда. В беде вся наша экономика. Можно сделать продукцию, но нельзя ее продать. Однако где-то уже грядут перемены. И ракеты "Полета" вновь понесут космические аппараты к звездам. Работа не останавливается, коллектив готовится торжественно и ярко отметить приближающийся свой профессиональный праздник - День космонавтики.

Говорят: смелые только и живут. К этим словам необходимо добавить: и стойкие, и оптимисты. Сегодня коллектив ПО "Полет" способен выполнить при условии финансирования любой из почти 100 заказов по космической, самолетной, производственной, медицинской, литейной, потребительской тематикам. Изготовить и поставить в обговоренные сроки и в нужном количестве, кроме вышеназванной продукции, космические аппараты "Глонасс" и "Коспас", технологию и комплекты оборудования для бестраншейной прокладки металлических труб пневмопробойниками, пневмопробойники для пробивания скважин, сепараторы для очистки дизтоплива и минеральных масел, циркуляционные системы с блоками химусиления центрифуг для очистки бурового раствора от выбуренной породы и газа, установки намотки (вымотки) кабеля погружного насоса, микроизмельчители частиц посторонних включений, попадающих в техуглерод, культиваторы, сельхозопрыскиватели, также товары народного потребления и различного предназначения.

 

"Маскарад" и омичам поставил подножку. События и новости. Вопрос недели. Недвижимость Омска продали по заниженной цене. Противопожарная сделка г-жи Петряковой.

Главная  Экономика 

0.0119
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.