Навигация
Главная  Экономика 

Кисть и резец Художник Дамир Муратов


До галереи "Кучумъ" путь неблизкий. Рабочие окраины, специфичные названия остановок и улиц. Галерея в частном доме - явление не слишком привычное. Опознавательных знаков нет, и поэтому чужие здесь не ходят. Те, кому неинтересно или просто лентяи, понятно, не поедут. Так идет отсев настоящих ценителей искусства - с препятствиями, дальней дорогой и тряской. Кстати, в перспективе в качестве опознавательного знака хозяин галереи художник Дамир МУРАТОВ планирует поместить спасательный круг с надписью "Кучумъ", как символ спасения современного искусства.

Из мифов о "Кучуме" и Дамире Муратове

Я была в гостях у Дамира не первый раз. С тех пор многое изменилось. Если раньше здесь преобладала живопись, то сегодня у художника цели иные: он возвращает к жизни старые вещи, наполняет предметы новым смыслом. Здесь его творческий подход смешивается с практичностью и присущим автору юмором. Зажигалка "Зиппо" из паяльной лампы обрела своего хозяина: Дамир подарил ее местному владельцу "зипповских" точек. Круглая пила "BOSH" с настоящей ручкой от пилы, купленной на "блошином рынке в Германии, пока висит на стене. Рано или поздно вещи обязательно находят тех, для кого они были сделаны. Старый стул, обшитый жестью с лампочкой внизу, тоже живет в галерее. Дамир посчитал несправедливым это состояние вечной темноты под стулом и озарил его светом. А много позже в одном из журналов по дизайну Дамир видел примерно такой же стул, рядом с которым ребенок лежа читал книжку.

Первый вариант названия галереи "Чингисхан" отпал: это уже встречалось и на эстраде, и среди галерей в Уфе. Поэтому был предпочтен "Кучумъ". Друзья и коллеги к названию относятся вполне миролюбиво, а сам Дамир иногда потихоньку курит здесь сигареты "Ермак".

- А я же их перекрашиваю. Вот такой зеленой краской, в который "газетница" окрашена, например, всякую чужую душу можно вывести. Но если серьезно, то я излишне не мистифицирую. Я не сильно верю, что в этих вещах плохая энергетика. Просто лежал чемодан. Я долго думал, как он может пригодиться. Из него можно было сделать прекрасный сервировочный столик на колесиках. Подвозишь к креслу, открываешь, а там рюмочки, огурчики. И так можно бесконечно удивлять.

- Чужие вещи - это часть чужой души, жизни. Ты наполняешь ими свой дом. Это как-то действует на тебя?

- Старые вещи - это тот материал, на который не нужно тратить деньги. Для того, чтобы создавать высокотехнологические вещи, нужно оборудование, которое немало стоит. А здесь все уже отслужившее кому-то, принесли за ненадобностью. С соседями у меня полное взаимопонимание. Иногда я их ссужаю. Сам-то я с алкоголем завязал, но тем не менее людям пьющим сочувствую.

- Нет ли фрагмента стяжательства в возвращении к жизни старых вещей?

- Утилитарная скульптура. То есть не просто безделушка, а вещь в хозяйстве полезная.

- Как ты называешь свое новое занятие?

- Нет, вряд ли. У меня ведь есть девиз: "Не давай себя есть, когда тебя находят слишком вкусным". И опять же, если бы все, что я делаю, покупали со свистом, то, возможно, появилась бы опасность, что я сяду на эту лошадку. Но все-таки больше я делаю это для души, не изменяя себе.

- Не перейдешь со временем на какое-нибудь полезное производство, забыв о творчестве?

- От продажи картин. Хотя трудно сказать, на что живу. Тем не менее - жена, двое детей. И пока последние макароны не доедаем. Хотя убеждение, что художник должен быть бедным, - это совковый миф. Негатив обязательно отразится в работах.

- Чем же ты тогда живешь?

- Это серия "Маленькие бойцы уюта". Они сейчас висят у многих людей. Это был хороший хлеб: недорогие материалы (доска, гипс, краски) пользовались спросом. Всего я сделал их больше 100 штук. Некоторые даже за границу уехали.

- Помнишь, у тебя были очень интересные работы: на доске лепка из гипса. Для себя их не осталось?

- Да, везде разведчики. А сегодня многие омские художники занимают ниши в других регионах.

- Значит, все-таки орда "маленьких бойцов" вошла в Европу?

- Ну да, семейка Юкки какая-нибудь из горячих финских братьев Артура и Дамира. Вообще-то я не думаю об этом. Родом мы из Тобольска. Это такой закрытый зечковый город. Так что я в Омск переехал "из Сибири в Сибирь". Зато наша закрытость имеет свои плюсы: мы не подвержены буржуазному влиянию.

- А не жалеешь, что в свое время войска Кучума не дошли до скандинавских стран? Жила бы там сейчас семья Муратовых, не тужила.

- А я не стремлюсь, чтобы преобладали мусульманские идеи, арабская письменность. Если есть европейское - пусть будет. Люблю трофеи.

- Я ведь про скандинавские страны не случайно. Есть что-то у тебя в творчестве европейское.

- Я с 6-го класса в Тобольске ходил в художку, преподаватели меня хвалили, советовали ехать учиться в педагогический на худграф. Тем более что к нам в Тобольск худграфовцы приезжали на пленэр. В 84-м я поступил, потом ушел в армию, вернулся - поучился, бросил. Окончил только в 98-м году. Зато за это время в общежитии пожил, жену свою Наташу встретил. С тех пор верю, что есть женщины в русских общагах!

- Но ведь Омск как новое место жительства был выбран случайно?

- Конечно. Во-первых, семья выросла. Кроме жены, теперь двое детей, сын и дочь. И здесь я хочу построить дом. На этом участке. Здесь есть коммуникации, центральное отопление, огород опять же. Можно все сделать хорошо. Сын у меня есть, дерево - елку мне лесничий дарил - я посадил. Теперь дом.

- Со времени общаг много изменилось?

- Сыну 9 лет, елке - Мне 3 У меня еще все впереди.

- И с каким интервалом ты совершал эти значимые для мужчины поступки?

- Сегодня еще не тот возраст, чтобы его направлять и контролировать. Он больше гуманитарий: пишет рассказы, издает детский журнал. Я не преследую цели сделать из него художника. Мы же не металлурги, чтобы династии создавать.

- А сына ты направляешь и контролируешь?

- Это с легкой руки моего братца Артура. Сокращенный вариант имени. А дом мы скорей всего будем строить без изысков. На изыски денег много нужно. Но "опыление" мое будет обязательно. Главное, что нужно для счастья, там будет: детская, спальня, гостиная и гостевая, чтобы друзья могли остановиться переночевать. "Кучумъ" останется, будет как ботик Петра Первого.

- А каким будет дом, который построит Дом? Кстати, с каких пор тебя так окрестили?

- Сделать что-то от и до - большая ответственность. Я все-таки ближе к художникам- декораторам. Моя задача - вдохнуть жизнь. А к комплексной работе я не стремлюсь. Нужно очень хорошо знать заказчика, чтобы понять, что ему нужно. Я видел в Омске современные интерьеры, почти как в журналах. Это другой уровень жизни, другой распорядок дня, режим. С таким интерьером меняются и условия. Я же предметник. В Омске немного предметников, хотя утиля хватает. Но в последнее время я снова взялся за живопись. Работаю, правда, одновременно над несколькими объектами. Появилась идея ширмы из гофрированного картона. Недорогая и стильная одновременно. Думаю, со временем найдется и для нее хозяин, как однажды для "Ниагары" (на листе алюминия 4 краника). Ее к моему удивлению махом забрали. Так что не только живопись коммерциализирует.

- Кстати, Дамир, об опылении. Ты действительно делаешь фрагменты интерьера, а не целиком, комплексно занимаешься им.

- Живой интерес уже в прошлом. 91-93-й годы были золотыми. Наверное, художники тогда и представить себе не могли, что такое тотальное отсутствие денег. В это время появились коллекционеры, они покупали очень много работ омских художников. Но интересно, что у нас уже давно нет притока свежей крови. Не знаю, с чем это связано, но если вспомнить группу "Эхо", это были выпускники худграфа разных лет, когорта сильных парней, которые хотели изменить мир. В последние годы не попадается ни одного нового имени. В свою очередь, и потребитель пресытился . Они уже чуть не меняются там картинами.

- Насколько живой сегодня интерес к живописи?

- Наверное, это идея войны деревьев и лесорубов. Это, наверное, основная идея. Дерево - это что-то такое растущее. И лесоруб. Приходит и рубит. Неизвестно на что: на хорошие вещи или, может быть, на гробы. Это не значит, что везде присутствует мужик с топором. Просто незримая идея: хороший что-то создал, а плохой разрушил.

- Дамир, а меняя виды деятельности, ты все-таки сохраняешь свою легенду, какой-то миф, может быть, подсознательно?



И видно, что хорошего жалко, но век 20-й учит жесткой борьбе за жизнь, стремительности, реакции, чтобы суметь поймать момент. В Дамире это есть, и прозвище у него подходящее - Дом - символ стабильности, уверенности, самостоятельности. Смешно, но у него в галерее даже коты, пожив немного, наполняются духом свободы и, возмужав, уходят в самостоятельную, требующую постоянной борьбы жизнь...

 

Новые телефоны департамента недвижимости. Нефтезаводу сменили поставщика электроэнергии. Не ту трубу продырявил. Самые покупаемые книги. Первая зима после реформирования прошла удачно.

Главная  Экономика 

0.004
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.